Подход к проблеме византийского наследия
Ряд докладов посвящен византийскому влиянию на разные стороны жизни Киевской Руси. Так, ННЛисовой (Москва) в докладе “Под знаком Софии (к предыстории идеи Третьего Рима”) отмечает, что уже в X-XI вв. “под знаком Софии” происходило отождествление Киева со “Вторым Иерусалимом” или со “Вторым Константинополем”. Именно в развитии идеологии Софии, премудрости Божией, в Киевской Руси осуществлялось преемство философской и историософской мысли не только от Византии, но и от греко-римской традиции (Богоматерь – София – Афина – Минерва). Анализируя летописные известия, ННЛисовой приходит к выводу, что освещение первых христианских церквей в Киеве было приурочено к дате праздника “Обновление Царьграда”, т.е. к дню превращения древнего Византия в Константинополь – “Второй Рим”. Анализируя летописные известия, ННЛисовой приходит к выводу, что освещение первых христианских церквей в Киеве было приурочено к дате праздника “Обновление Царьграда”, т.е. к дню превращения древнего Византия в Константинополь – “Второй Рим”. Получалось, что Киев, освященный в тот день со своим того же посвящения, что и в Царьграде, главным храмом Премудрости Софии – это “Второй Царьград”, т.е. Третий Рим”. Своеобразный подход к проблеме византийского наследия содержит доклад А. М Высоцкого и ФВ Шелова-Ковсдяева (Москва) “Первая церковь Апостолов в Константинополе и ее наследие в средневековом мире”. Авторы реконструируют архитектуру первой церкви Апостолов в Константинополе, отмечая, что в ней воплотился идеал власти византийских императоров, обращают внимание на черты сходства и последующего заимствования от этой церкви в церковных постройках многих европейских стран в Средние века.
Это, по мнению авторов, отражало представления строителей о самих себе как наследниках идей и традиций Византии.
Оставить комментарий