Буржуазная культура утилитаризма

Буржуазная культура утилитаризма

В этом же роде Давид Юм считал, что мораль не может быть выведена из разума a priori, но только индуктивно, путем исследования и наблюдения последствий поведения. Таким образом, была положена основа для размежевания фактов и ценностей, эмпирических и моральных проблем, как, например, в утверждении Канта, что «с критической точки зрения . учение о морали и учение о природе могут быть истинными каждое в своей собственной сфере». При всем многообразии причин утилитаризму была присуща неотъемлемая тенденция ограничить сферу морали; подчеркивать важность, приписываемую чисто познавательным суждениям, уменьшать доверие к морали, ориентированной на намерения, такой как христианство; выбирать направление действия независимо от соответствия или несоответствия моральному кодексу; и в своей ориентированной на будущее зависимости от еще не реализованных последствий отказываться от морального суждения, сделав его вспомогательным по отношению к познавательному суждению.

Короче говоря, культуре утилитаризма присуща тенденция игнорировать или отступать от установившихся моральных ценностей, как бы они ни были освящены традицией или религией. Короче говоря, культуре утилитаризма присуща тенденция игнорировать или отступать от установившихся моральных ценностей, как бы они ни были освящены традицией или религией. Буржуазной культуре утилитаризма, если выразиться в ином, дюркгеймовском, стиле, была присуща «естественная» или органическая тенденция к игнорированию моральных норм, или «аномия», и эта тенденция проистекает, среди прочего, из самой природы ее положений и подчеркиваемых в ней моментов.

Люди не только отказываются в буржуазном обществе от своего морального кодекса, поскольку конкуренция заставляет пренебрегать морально допустимыми методами и использовать любые действенные средства для достижения успеха, но, что имеет более фундаментальное значение, во всех сферах жизни забота о «полезном» ведет их к тому, что их главным априорным интересом становится интерес к последствиям их поступков, и тем самым делает моральные суждения вспомогательными по отношению к практическим проблемам последствий.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (Еще не оценили)
Загрузка ... Загрузка ...

Оставить комментарий

Почта (не публикуется) Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать эти HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: